Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания? 1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. - Рабочее место должно быть достаточно освещено. - Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. - Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов. 2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. - Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений. - Если ребенок посещает кружок или группу продленного дня в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер. 3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. - Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин. - На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и тд.). 4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. - Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается. 5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. - Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы. б. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны. - Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. 7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей. - На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления. 8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся: • умение собрать свой портфель (ранец); • поздороваться с учителями и детьми; • задать вопрос учителю или однокласснику; • ответить на вопрос; • слушать объяснения и задания учителя; • выполнять задание; • попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается; • умение долгое время заниматься одним и тем же делом; • обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями; • разделять работу на части; • адекватно реагировать на замечания; • объяснить то, с чем не согласен; • учитывать мнение других; • гордиться своей работой и не скрывать этого; • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками; • брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства; • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени; • умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность. Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения: - в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком; - советуйтесь с ним, невзирая на возраст; - признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней); - извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты; - почаще ставьте себя на его место; - всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка; - пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть; - не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете; - сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя. Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе. Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка. Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах: - к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам; - приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор; - поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется. Пять вопросов в конце недели. Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов: - доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему? - Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало? - Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и тд.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет? - Какой из дней запомнился более всего? Почему? - С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной? |